top of page

Зона комфорта


В интернет-пространстве можно попасть на публикации о зоне комфорта. Одни авторы агитируют выходить из неё, другие предлагают остаться в своей зоне комфорта или же обрести её. Наблюдая подобные статьи, я попадаю в недоумение.

Как правило, статьи о зоне комфорта пишут не специалисты в области психологии, а значит автор транслирует в общество своё личное мировоззрение, заворачивая это в обёртку научности. Когда говорят о зоне комфорта - не дают определение этому понятию, а из этого следует, что каждый автор и читатель воспринимают понятие исходя из своего личного опыта и представлений о зоне комфорта. Вплоть до уравнивания: зона комфорта = личное пространство = мои ограничения.

Когда в корне публикации нет определения ключевого понятия, закономерно спросить, - а о чём речь?

В научной литературе нет термина «зона комфорта». Любопытно отметить, что по запросу «зона комфорта» в базе научных исследований к чтению предлагаются статьи об экологии, о температуре и качестве воздуха или вентиляции помещений. Быть может психологическая зона комфорта это миф, выдуманный ведущими тренингов по выходу из «рамок», «стереотипов», «границ».. как ещё тренера пишут в рекламных постах?

Попробую разобрать значение термина.

Подходя к определению значения словосочетания зона комфорта, следует разобрать определения для категорий «зона» и «комфорт». В Советском БЭС дано следующее определение: зона — пространство, характерное определенными общими признаками. В словаре С.Ожегова под комфортом понимаются условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. Здесь же, без расшифровки, упоминается «психологический комфорт». Следовательно, зона комфорта — жизненное пространство в котором человек чувствует себя удобно и спокойно.

Закономерный вопрос ?: зачем выходить из пространства, в котором есть ощущения уюта, спокойствия и удобства. Тревога, дискомфорт от спокойствия, навязчивая реклама «успешной жизни», соседская трава, которая зеленее. Что побуждает совершать действия, чтобы перестать быть в состоянии покоя? Состояние покоя, в данном контексте, я приравниваю к спокойствию и уюту.

Соглашусь, иногда у людей возникнет недовольство актуальным состоянием. Это недовольство рождается вслед за потребностью, которая не удовлетворена, а может быть ещё не обнаружена, не осознанна. Возвращаясь к вопросу «зачем?», прежде чем идти навстречу новым ощущениям, впечатлениям, опыту и навыкам, на мой взгляд, важно понять — что вообще сейчас происходит со мной?

Например: я грустный, я обижен, я завидую, я взволнован, я возбуждён.

Что конкретно заставляет идти дальше и не факт, что идти дальше = идти вперёд. Когда получится определиться с эмоциональным состоянием следует сориентироваться — кому надо избавляться от комфорта?

Например:

Я грустный — грустным быть плохо — нужно веселиться.

Я завидую — хочу такую же машину — я должен делать так, как делает обладатель этой машины.

Я возбуждён — у меня много энергии — надо что-либо сделать, это избавит от лишней энергии.

Как выглядит цепочка мыслей, действий и переживаний, которая заставляет бежать и рвать границы комфорта? Чей голос в голове диктует необходимость принятия решения под флагом "надо"?

И, наверное, главный вопрос: нахожусь ли я сейчас в своей зоне равновесия? Кода я недоволен, когда мои потребности не удовлетворены. Если удастся заметить совокупность: эмоция + мысль + поведение, это даст осознание отправной точки, которая побуждает срочно менять что-либо в жизни.

Если энергия, которая побуждает действовать, любопытство или интерес,

здесь получается уже не выход из зоны комфорта, а развитие.

Развитие не равно выход из зоны комфорта.

Возвращаясь к зоне комфорта. Человек, так или иначе, находится в состоянии комфорта или стремится к нему, это естественный процесс, схожий с гомеостазом. Возвращаясь с советской энциклопедии, гомеостаз — равновесие, постоянство, способность организма поддерживать свою оптимальную жизнедеятельность. Здесь я ни в коем разе не уравниваю понятия «гомеостаз» и «зона комфорта».

По поводу интереса и любопытства или других предпосылок к действиям, целью которых являются жизненные изменения, следует написать отдельную статью. Сейчас же я хочу подчеркнуть основную идею текущей публикации. В психологии, как науке, нет категории "зона комфорта"; реальное понятие «зона комфорта» не всегда равноценно тому, о чём публикуются материалы и, более того, не равно тому, о чём проводятся тренинги по выходу за пределы обыденности.

P.S.: если в теоретической психологии термина «зона комфорта» нет в наличии, о какой практической стороне идёт речь..

bottom of page